Статья

В вашем садике только прибираются?

Екатерина Зотова
Маркетолог
Очень распространённое мнение среди родителей, не знакомых с системой Монтессори. Сталкивались? Мы — постоянно… А всё потому, что первое, с чем знакомятся дети и родители в детском саду по системе Монтессори, это упражнения практической жизни (УПЖ). Комплекс хозяйственно-бытовых занятий для детей, начиная с 2-х лет.

Дети действительно учатся убирать за собой: протирать пол, стол или стул, если что-то разлили, стирать, накладывать еду. Также начинают сами ухаживать за собой: причёсываться, одеваться, чистить зубы и т. д. Это не единственные навыки, которые прививаются в садах Монтессори, но самые основные. Упражнения практической жизни являются фундаментом для дальнейшего развития ребёнка.

Монтессори-воспитание основано на психофизиологических законах развития. Ребёнок познаёт себя и своё тело, окружающий мир, людей и предметы. Появляется потребность играть, познавать. Далее начинается интеллектуальная деятельность, формируются причинно-следственные связи, логика. Все процессы последовательны! Так заложено природой. Мы не можем привить ребёнку навык письма или чтения, пока он не научился концентрации, координации, пока не развил мелкую моторику. Письмо, счёт, чтение — это не механические навыки, а сложные процессы на основе глубоких нейронных механизмов. Мы не можем ускорить процесс созревания нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, предложив малышу упражнения из практической жизни.

Данные упражнения знакомы детям, так как являются домашними бытовыми делами. Это помогает лучше и быстрее адаптироваться к среде, но не только. Польза от УПЖ колоссальная, но давайте по порядку.

В первую очередь, данный комплекс упражнений помогает адаптации ребёнка в классе и в реальной жизни. Материал и действия знакомы, так как присутствуют в каждой семье. Выполняя упражнения самостоятельно не только в классе, но и дома, ребёнок начинает чувствовать собственную значимость и независимость, становится самостоятельным. Умение одеваться и причёсываться помогает социализации ребёнка, даёт понимание как принято и нужно представляться в обществе. Вытирая со стола, поливая цветы, убирая пространство, ребёнок несёт ответственность за свои действия, так как делает это не только для себя, но и для окружающих.

Каждое упражнение презентуется (показывается) и имеет целый алгоритм действий, которые запоминает и выполняет малыш. Например, чтобы вытереть грязь с пола, нужно взять ведро, налить в него воды, намочить и отжать тряпку, после чего можно выполнять само действие. Каждое упражнение имеет свой материал и алгоритм, которые запоминаются и выполняются в дальнейшем самостоятельно. В результате, тренируется концентрация, внимание и память. Алгоритмы УПЖ выстроены по принципу «от простого к сложному», что помогает детям постепенно выполнять трудную интеллектуальную деятельность, с которой они столкнуться в работе с другими материалами Монтессори. В зоне математики или речи, например, но уже в старшей группе.

УПЖ отлично тренируют координацию движений и пространственное мышление. Пролив воду однажды, малыш будет осторожен и через несколько повторений справится с задачей без ошибок. Протирая пол, начнёт понимать масштаб класса.

Дети свободны в выборе занятия из практической жизни и, благо, есть из чего выбирать. Упражнений много, и они разнообразны. Выполнять их можно как одному, так и с помощью одногруппников. Такая свобода формирует волю, настойчивость и коммуникативные навыки. Сделав самостоятельный выбор, малыш обязательно закончит начатое, а в процессе найдёт союзников и, в последствии, друзей. Ведь ничто так не объединяет, как общее дело.

Надеемся мы развеяли несправедливый стереотип о системе Монтессори))) Дети в нашем саду не только прибираются, а ещё и познают, исследуют, помогают, дружат…
Made on
Tilda