Статья
Ребёнок-взрослый. Новый уровень.
Александра Григорьевна Курито
Педагог по Лего-конструированию
Нобелевский лауреат Д. Хекман доказал, что вклад в развитие дошкольников дает в разы больший эффект, чем средства, вложенные в развитие семнадцатилетнего подростка. А дальше… Знакомый разговор о личностных качествах, необходимых ребёнку в современном мире. Настойчивость, инициативность, самостоятельность — все это возможно при выполнении двух задач.

Во-первых, при создании развивающей «предметной среды», разделенной на зоны, где ребенок имеет возможность выбирать деятельность, интересную и актуальную для него сейчас. Под «предметной средой» мы понимаем то, что окружает ребенка на занятии, чем он манипулирует, с чём играет. Тот мир предметов, который позволяет лучше узнать себя, границы своего тела, развить чувство пространства, взаимодействовать и добывать знания опытным путём.

Во-вторых, приходит педагог, который перестает быть просто транслятором знаний, сажающим детей за парты. Он следует за интересом ребенка, поддерживает его в игре, усложняет эту игру, «мягко вмешивается» и наблюдает. Спонтанность и гибкость — те качества, которые обеспечивают новый уровень взаимодействия «ребёнок-взрослый».

«Ребёнок-взрослый» — это, конечно же, и вы, уважаемые родители. Наши главные помощники, принимающие активную позицию ребенка, его увлечения и интересы.

Почему сейчас так много говорят об активной позиции ребенка? Дело в том, что мы живем в постоянно меняющемся мире, и наши представления о будущем ребенка даже не вчерашние, а позавчерашние. Объем информации такой, что накопить его невозможно. При этом доступность информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. В том бесконечном потоке гораздо эффективней уметь ориентироваться и добывать информацию и знания, структурировать их, а также различать правду и вымысел. Мы же все ещё пытаемся сделать из детей эрудитов, полагаясь на пошатнувшийся школьный фундамент под названием «накопить знания». В этом стремлении мы начинаем учить ребёнка читать и писать в дошкольном образовании, еще до возникновения естественной потребности в таких навыках. Это конечно очень нужно в жизни, и ваш ребёнок определенно будет показывать лучшие результаты в школе, но какова цена? Неврозы, как минимум. И хотя волна сверхраннего развития уже проходит, методы натаскивания и дрессуры, к сожалению, остаются. Мозг ребенка пластичен, восприимчив ко всему новому, мы вложим в него много информации и даже научим решать элементарные логические задачи. Но если широкая образованность и эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, то сейчас единственное, где мы можем это применить — поучаствовать в какой-нибудь викторине или телешоу.

Возвращаясь к разговору о навыке добывать знания в практической деятельности, работать не только по инструкции, но и в реализации собственного замысла, хочется снова отметить дошкольный возраст. Ребёнок приходит на занятия и не может себя организовать, сразу садится за стол и спрашивает: «А что мы сегодня будем делать?». Очень удобно, бесхлопотно для учителя (и для родителя!). Во взрослой жизни он будет, скорее всего, в чужом замысле. Будет усваивать чужой опыт, чужие идеи. Выход — средовая педагогика, возможность расти в своих проектах, идеях, быть маленьким «стартапером», а образовательные результаты — «побочный эффект». Специально не учили, а научили.
Made on
Tilda