Статья
Адаптация — важный период
Зульфия Шамилевна Габдрахманова
Психолог Детского центра «Глобус»
Добрый день, уважаемые родители! Поговорим о таком важном периоде в жизни ребёнка, как время адаптации к детскому саду.

Что такое адаптация? Это приспособление к новым условиям, которое всегда сопровождается напряжением. Это сложный период в жизни ребенка, когда его организм пытается найти способ спокойно реагировать на происходящие изменения.

У ребёнка появляется иной режим деятельности, а до детского сада мог быть свободный режим дня. Ребёнку необходимо привыкнуть к иному режиму питания, а пищевые привычки формируются у детей довольно рано и являются крайне стойкими к изменениям. Если у ребёнка медлительный темп деятельности, то ему потребуется больше времени для привыкания к темпу коллективной деятельности. Ребёнок попадает в такой мир, где есть определенные общие условия и требования, где есть чужие взрослые и коллектив сверстников.

Сложно адаптируются дети очень эмоциональные и чувствительные, медлительные, гиперактивные, а также дети с хроническими заболеваниями и часто болеющие дети. Период адаптации может длиться от одного до двух месяцев.

Как же помочь своему ребёнку пройти этот сложный этап адаптации к детскому саду?

— Вы можете подготовить своего ребёнка к посещению детского сада: это не рассказ ребёнку о том, что в саду все будет здорово и отлично, а рассказ о том, что там есть разные дети, разные взрослые, разные занятия, но там может быть интересно, там можно будет познакомиться с другими взрослыми и ребятами. Каково будет ребёнку испытать разочарование, если обещать, что в детском саду все будет замечательно, а его при этом будет что-то волновать, тревожить? А это так и будет, поскольку это естественная реакция ребенка на принципиально новую ситуацию. И от заботливого родителя требуется спокойная реакция на боязнь, тревогу и отказ ребенка идти в детский сад. За такие реакции ни в коем случае нельзя ругать, наказывать, чего-то лишать или чем-то грозить ребёнку.

— Вы можете заранее проиграть возможные ситуации с педагогом и с другими детьми из группы. Если ваш ребенок ранее не имел опыта посещения детских учреждений, то вы можете дать ему простые речевые формулы и модели поведения. Например, рассказать, как нужно представляться («Меня зовут Рома», «Давай познакомимся! Как тебя зовут?»), что делать, если захочется в туалет, захочется пить и т. п. Для чего это нужно? Чтобы исключить как можно больше ситуаций неопределенности. В таких моментах ребенку крайне тревожно — он не знает, как себя вести и что говорить — это для него стрессовая ситуация. Да, со временем ребёнок научится всем этим моделям поведения в детском саду и без вашей помощи, но ему для этого придется пройти несколько стрессовых ситуаций.

— Вы можете предварительно познакомить ребенка с педагогом (в детском центре «Глобус» практикуется домашний визит со стороны педагога), начать посещать сад с кратковременного пребывания.
Если ваш ребенок долго расстается с вами, не затягивайте момент прощания. Вы можете сказать: «День пройдет очень быстро. Я приду за тобой после полдника (вечерней прогулки), и мы весь вечер проведем с тобой вместе (мы с тобой вместе пойдем)…»

— Если вы сами расстраиваетесь и огорчаетесь при расставании, постарайтесь не показывать это ребенку или попросите приводить ребенка в детский сад другому члену вашей семьи.

— Дети крайне боятся того, что их могут оставить в детском саду. Поэтому держите слово — если вы сказали своему ребенку, что заберете его после обеда — забирайте его после обеда.

— Рекомендуется не обсуждать при ребенке негативные моменты, которые касаются детского сада.

— В период адаптации к детскому саду важно наблюдать за состоянием и поведением своего ребенка. При возникновении страхов, тревожности, плохого сна, при резкой смене настроения, регрессе в развитии ребенка необходимо проанализировать ситуацию и разобраться в причинах таких изменений. Для этого вы можете внимательно поговорить с ребенком (но не перед сном), обсудить ситуацию с педагогом. Хороший контакт с педагогом поможет вовремя заметить трудности ребенка и разрешить проблемы.

— И помните, не стоит винить себя за то, что вы отдали ребенка в детский сад. Если вы внимательны к своему ребенку, уделяете ему достаточное время вне пребывания в детском саду, вам не за что винить себя.

Таким образом, когда ребёнок подготовлен к детскому саду, родители и педагоги помогают ему, малыш успешно проходит период адаптации.

Что же делать, если ваш ребёнок оказался «несадиковским»? Этот вопрос мы рассмотрим в следующем посте.

С уважением, ваш психолог Зульфия Габдрахманова.
Made on
Tilda