Top.Mail.Ru
Статья

Мы, дети и педагоги, будем играть

Александра Григорьевна Курито
Педагог направления Lego Education
«Любовь, риск, радость, вовлечение, рефлексия как реальные драйверы дошкольного образования. Что такое „Anji Play“ и почему его стоит попробовать?» — вот такое длинное название доклада у Сергея Плахотникова, руководителя начальной школы Новой школы (г. Москва) и регионального проекта по дошкольному образованию в г. Альметьевск Республики Татарстан.

Это первое, что вы найдёте в поиске по запросу «Что такое Anji Play». Новое понятие в дошкольном образовании, пришедшее из Китая, еще не получило большой огласки в России, и даже в Википедии опубликовано определение на английском языке. Мы не случайно решили рассказать об этом уникальном игровом комплексе, позволяющим ребёнку естественно развиваться и обучаться в процессе игры. Ведь «Играя — обучайся…» — это про нас.

Anji Play привезли из Китая. Сейчас это уже всемирно известный подход в дошкольном образовании. Дети играют (в основном на воздухе), но не с игрушками, а с инструментами из натуральных материалов. Лестницы, бочки, стремянки, верёвки, глиняные горшки, взаимодействие с которыми позволяет детям придумывать свои игры и правила. Вмешательство взрослого минимально. Ребёнок учится сотрудничать, принимать решения, оценивать риски своих действий, просто быть автором игры! Предоставленные видео в интернет-пространстве вдохновляют просто потому, что нет «постановочности», дети движутся по каким-то неопознанным нами трекам, вступают в контакт с предметами так, как взрослый не догадался бы.

Заметьте, в названии доклада Плахотникова риск стоит на втором месте! «Цепляют» и одновременно страшат моменты, где дети буквально «прокатывают» себя бочками (двухсотлитровыми, железными). Фитнес-тренеры придумывают нужные упражнения с мячами, чтобы укрепить соматику ребёнка, активизировать развитие через тело, а здесь многие вещи происходят в спонтанной игре. Да, риск есть, но дети должны привыкать к «нестерильности» жизни…

Пространство прогулочной площадки ЧУ ДО «Глобус» будет постепенно оснащаться оборудованием Anji Play. А мы (дети и педагоги) будем играть во время прогулок, снимать видео, обсуждать это в группах. Так усваивается не только собственный новый опыт, но чужой.

В китайских садах дошкольники проводят на прогулочной площадке всё основное время дня. И это им «вменяется» как психо-моторное, интеллектуальное и социо-культурное развитие.

Ребёнок-дошкольник узнает мир и пространство через свое тело. Пространственное мышление — фундамент формирования мышления вообще. Мы говорили о развитии пространственного мышления в материалах о лего-конструировании. Однако, Лего-конструктор имеет некоторую заданность и не может развивать чувство пространства во всех масштабах, а работает только с отдельными группами мышц. Мягкие конструкторы фитнес-залов недостаточно «проминают» ребенка, которому важно прочувствовать границы своего тела, а потом уже учиться думать абстрактно. Прекрасный вариант — современные уличные площадки с горками и качелями. В Anji Play пошли дальше: лестницы, стремянки можно переставлять, качели — построить самому. Перестраивать можно всё! Момент авторства, режиссерская игра, важная в жизни ребёнка 6−7 лет, инженерная хватка и постоянное взаимодействие, готовность к рискам, пробы, ошибки… Ростовой конструктор китайских коллег продуктивен во всех перечисленных аспектах. Посмотрите видео, «заразитесь» и вдохновитесь!
Made on
Tilda